top of page

Техника безопасности на парусной яхте

Предлагаем разобраться в основных опасностях на парусной яхте. А также поделимся рекомендациями как свести до минимума риск травмирования во время парусных путешествий. Перед старотом наш капитан обязательно ознакомим Вас  с Правилами безопасности на яхте. Их соблюдение позволит сделать наше путешествие приятным и  безопасным.  Собственно, предлагаю перейти к деталям.

 1. Гик – бережем голову

Гик - горизонтальная алюминиевая труба, к которой крепится нижняя кромка большого паруса. Это самая частая причина серьезных травм. На попутных курсах возможен резкий переброс гика на другой борт, соответственно, гик может сильно ударить. Вывод – не стоять в зоне возможного движения гика. 

 

На наших яхтах Гик расположен значительно выше уровня головы членов экипажа, соответственно риск травмирования гиком минимальный. Тем не менее мы исключаем возможность самопроизвольной переброски гика за счет дополнительного временного его крепления, когда идем на попутных курсах. Самопроизвольный переброс гика на попутных курсах скорее приведетк поломке мат части яхты.

 

2. Бережем руки.

Никогда не подставлять руки, пальцы рук между снастью и опорой (лебедкой, стопором и др).

При швартовке, сближении с другой яхтой, не «совать» в зазор между яхтой и причалом или между яхтами ноги и/или руки. Помним, что вес яхты не менее 10 до 15 тонн. Одерживать яхту от навала на препятствия надо за леерные стойки, леера или в зазор ставить кранцы.

И, конечно, работать со швартовным концом только в полных перчатках, т.к. на нем могут быть острые ракушки – можно порезать руки (особенно при работе со швартовый буем или мертвый якорем)

 

Думаю, это сложно понять сейчас, но на практике это довольно элементарные правила.

 

3. Крен, качка – держимся за опору и надеваем удобную и нескользящую обувь.

Острые углы и выступающие предметы в кают-компании и каютах, скользкая палуба представляют опасность.

 

Не забываем сменить сланцы на удобные кроссовки, осторожно передвигаемся.

 

 

4. Держимся за неподвижные надежные конструкции!

Держаться только за стоячий (железный) такелаж – ванты, штаги, а также за леера, релинги. Никогда не держаться за бегучий (подвижный) такелаж – веревки, снасти и т.д.

 

5. При купании в море (не на стоянке) не покидать яхту всем членам экипажа одновременно!

На борту должен всегда оставаться член экипажа, который будет в состоянии запустить двигатель и при необходимости подойти к купающимся. Для страховки можно вытравливать с кормы страховочный конец с привязанным кранцем. Дежурный должен следить за купающимися и при необходимости оказать помощь. Мотор должен быть выключен или переведен в нейтраль.

 

На наших яхтах гребной винтнаходится на достаточном расстоянии от кормы (задней части яхты), тем не менее мы всегда выполняем это правило.

 

6. Спасательные жилеты.

Необходимо знать где находится именно ВАШ жилет. Уметь надевать и застегивать (обязательно надеть заранее хотя бы один раз!) Проверить наличие в жилете сигнальных средств – Свисток, Фонарик или Лампочка.   

Правило – "Если ухудшается погода, подымается ветер и мы берем рифы, то последует команда капитана надеть спасательный жилет.

 

7. Спасательный плот.

Надежно привязать, прежде чем сбрасывать в воду! Резко дернуть за вытяжной линь для раскрытия. Некоторые плоты имеют две веревки – привязать обе. Одна является страховочным концом, другая - вытяжным линем. Резко дернуть вытяжной линь для запуска раскрытия плота. Если плот надулся и плавает «вверх- ногами», то один человек должен прыгнуть в воду (при необходимости подстрахованный линем) и перевернуть плот в правильное положении. Для этого плот при сильном ветре надо развернуть крышей на ветер, чтобы ветер не препятствовал, а помогал перевороту.

 

8. Пожарная безопасность.

Аккуратно обращаться с огнем на камбузе (на кухне).

Правило – «Осторожно с огнем»!

Огнетушители – нужно знать,  где находятся и как они приводятся в действие.   

 

9. Кухня

Осторожно с кипятком и горячими жидкостями, особенно при крене и качке! При качке и сильном крене лучше избегать приготовления горячих супов, чая и т.п. В случае обвара кипятком нужно немедленно вылить на это место много холодной воды для снижения последствий воздействия температуры. Если это сделать мгновенно, то серьезных ожогов можно избежать!

 

Мы планируем время для хождения под парусом, а также для отдыха. Маршрут составлен так, что каждый день мы заходим в тихую бухту, где можно не только отдохнуть и искупаться, но и комфортно и безопасно приготовить еду и чай.

 

10. Морская болезнь.

Для снижения риска наступления морской болезни рекомендуем находиться наверху, так как меньше всего укачивает в кокпите.

 

А еще занимать себя работой, общаться и не сидеть без дела. Смотреть на горизонт. А мы этому способствуем.

 

11. Человек за бортом!

Собственно, ситуации, при которых человек может оказаться за бортом на наших яхтах даже сложно себе представить, но тем не менее мы организуем поочередное дежурство во время нашего путешествия.Члены экипажа, которые в данный момент «на чеку» в помощь капитану смотрит за окружающей обстановкой.

 

Первый, кто увидит падение человека за борт, громко подает команду «Человек за бортом!» Кроме того, необходимо немедленно кинуть упавшему спасательный круг – подкову на тонком лине, спасательный линь.

 

На наших яхтах всегда есть сигнальный буй, его следует бросить за борт по команде капитана. Капитан (рулевой) должен немедленно назначает «смотрящего», который непрерывно наблюдает за упавшим и показывает направление на него вытянутой рукой. Это необходимо, т.к. члены экипажа, занятые управлением яхтой, могут потерять верное направление к упавшему. Подъем упавшего за борт осуществляется с кормы. Подход к находящемуся в воде человеку осуществляется на небольшой скорости. Человек в воде должен оказаться с подветренной стороны яхты.

Если вы упали за борт – не паникуйте. Наберите в легкие побольше воздуха. Если на вас нет спас жилета и вам не бросили круг, жилет, иной плавающий предмет, или если все эти предметы быстро уносит от вас по ветру, если вам тяжело плыть, то избавьтесь от тяжелой одежды (куртка, непромоканец и т.п.) и тяжелой обуви (сапоги, ботинки). Если вы хорошо держитесь на воде в одежде, особенно в холодной воде, то оставайтесь в ней, т.к. одежда и обувь, даже мокрая, помогает сохранить тепло и избежать переохлаждения.

 

12. Солнечные ожоги.

При ясной погоде и даже при незначительной облачности на море легко обгореть. Пользуйтесь защитными средствами (кремы и т.п.), надевайте одежду с длинным рукавом и брюки, носите кепку с козырьком или панаму.

 

В дополнение рекомендуем посмотреть наш комплекс мер по обеспечению безопасности во время путешествия на яхте по ССЫЛКЕ.

bottom of page